СИСТЕМА РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ (РОГ)
Для выполнения нормативов по выбросам вредных веществ экологического класса 4 (показатели Евро-4) двигатели семейства ЯМЗ-530 оснащаются системой рециркуляции отработавших газов (РОГ или EGR – Exhaust Gas Recirculation) с внешним регулированием.
В системе РОГ часть отработавших газов (в зависимости от режима работы до 20%) вновь поступают в цилиндр.
Отработавшие газы, пройдя через радиатор системы рециркуляции, охлаждаются с 400 – 700°C до 160°C и ниже.
С помощью сигнала с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ) ЭБУ управляет клапаном заслонки EGR. Воздушный пропорциональный клапан в сочетании с пневмоцилиндром устанавливает заданное положение заслонки системы рециркуляции. Положение заслонки контролируется датчиком. В нерабочем положении заслонка закрыта.
ЗАСЛОНКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
Заслонка, состоит из корпуса с поворотной частью и актуатора, который, в свою очередь, состоит из пневмоцилиндра для привода заслонки (ход 34,1±2 мм) и линейного датчика положения GT, контролирующего ее перемещение. Пневмоцилиндр и датчик объединены в один корпус.
Тяга штока пневмоцилиндра регулируется таким образом, чтобы она при закрытой заслонке имела предварительный натяг 1,5±0,5 мм.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ ЗАСЛОНКИ EGR
Полный линейный ход штока 37 мм;
Напряжение питания 4,9 – 5,1 В;
Потребляемый ток - 12,5 мА;
Выходное напряжение в положении «закрыто» (преднатяг штока 1,5±0,5 мм) 0,7±0,2 В;
Выходное напряжение в положении «открыто» (рычаг штока на упоре) (положение штока 34,1±2 мм) 4,35±0,15 В.
Зависимость выходного сигнала от перемещения штока приведена на рисунке.
• Контакт 1 (свободен) – ЭБУ контакт не используется;
• Контакт 2 (провод 2.31) – ЭБУ контакт 2.31 питание датчика (+5 В);
• Контакт 3 (провод 2.22) – ЭБУ контакт 2.22 выходной сигнал;
• Контакт 4 (провод 2.18) – ЭБУ контакт 2.18 масса датчика
ОТКАЗ ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ ЗАСЛОНКИ EGR
При отказе датчика положения заслонки EGR ЭБУ сигнализирует об ошибке посредством диагностической лампы. При наличии ошибки заслонка чаще остается в положении «закрыто», кроме случая заклинивания механизма в приоткрытом состоянии из-за отложений на внутренних частях. При отказе датчика положения заслонки EGR цикловая подача топлива электронным блоком управления не ограничивается, но возможно снижение мощности двигателя вследствие особенностей организации рабочего процесса.
КЛАПАН ЗАСЛОНКИ EGR
Для бесступенчатой регулировки положения заслонки системы рециркуляции служит электропневматический клапан заслонки EGR (пропорциональный клапан). Клапан регулирует давление сжатого воздуха в пневмоцилиндре заслонки рециркуляции ОГ.
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАПАНА ЗАСЛОНКИ EGR
Рабочие характеристики клапана заслонки EGR представлены в таблице.